
Борис Капустин (на репродукции слева) и Юрий Янов погибли, уводя самолёт от жилых кварталов Берлина. © / Родина
Огромно небо капитана Бориса Капустина. Это о его подвиге сложили песню, ставшую знаменитой, а в Германии в память о герое установили уже девять памятников. 50 лет назад ценой собственной жизни ростовчанин вместе с штурманом Юрием Яновым спас жителей Берлина.
«В Германии мы жили в небольшом городке: мужа направили туда служить. В тот злосчастный день его вызвали в штаб, дали задание перегнать самолёт. Но утренний вылет перенесли из-за ненастной погоды, - вспоминает вдова Галина Андреевна.
Борис вернулся домой, попробовал уснуть, но не смог: что-то не давало покоя. Долго не хотел уходить. Всё ждал, когда же сын вернётся из школы. Три раза он возвращался, чтобы попрощаться. Будто чувствовал, что уходит навсегда...»
«А город подумал: ученья идут»
Новенький ЯК-28 - сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик, гордость отечественного авиастроения. Именно за его штурвалом в тот день сидели Капустин и Янов. На высоте 4000 метров у боевой машины отказали оба двигателя.
Пилоты получили приказ катапультироваться. Но лётчики самолёт не бросили. Решили посмотреть, что за местность под ними, куда упадёт железная махина. Вынырнули из облаков и обомлели: внизу огромный город - Берлин.
Мемориальная доска у залива Штёссензее, который является частью озера Гроссе Ваннзее в окресностях Берлина. Фото: Википедия/ Konstantin Er
Капитан Капустин принял решение: вывести самолёт за пределы города, а напарнику приказал катапультироваться. Но тот тоже остался на месте. Они разделили это огромное небо на двоих. Боевая машина камнем рухнула в озеро Штёнссензее.
Что было бы, если бы лётчики выполнили приказ и покинули кабину? Под завязку заправленный горючим самолёт рухнул бы на жилые кварталы. Но советские пилоты спасли жителей ценой своей жизни. Неудивительно, что для немцев они стали настоящими национальными героями.
ГДР с почестями прощалась с советскими лётчиками. Каждый город прислал свою делегацию. Руководство страны предлагало похоронить героев в Трептов-парке, а семьям предоставить квартиры в Берлине и пожизненное содержание. Но они отказались, вернулись на Родину.
Источник
Journal information