Гастрономическая дипломатия

© Фото : предоставлено координатором федерального проекта "Гастрономическая карта России" Екатериной Шаповаловой
© Фото : предоставлено координатором федерального проекта "Гастрономическая карта России" Екатериной Шаповаловой

"Гастрономическая дипломатия", которая через открытие традиционных российских блюд, порой не знакомых даже местному населению, позволит продвигать туристический, гастрономический, сельскохозяйственный и экспортный потенциал регионов России. 

Как именно гастрономию превратят в инструмент дипломатии, какие мобильные фестивали и другие мероприятия проведут для этого в 2019 году, рассказала координатор федерального проекта "Гастрономическая карта России" Екатерина Шаповалова.

Новый формат

Проект Ростуризма "Гастрономическая карта России" в момент задумки ставил перед собой цель составить список лучших ресторанов, где представлены национальные блюда, передающие особенности кухни каждого из российских регионов. Однако очень скоро идея разрослась и трансформировалась.

"Сначала мы планировали создание карты, точнее, неких графических изображений региональных продуктов и блюд региональной кухни, нанесенных на карту. Но именно это мы отложили на неопределенный срок. Я подчеркиваю, что "рисовать" подобную карту в условиях отсутствия в стране сформированной базы зарегистрированных географических наименований происхождения продуктов - профанация, да это и не входит в задачи проекта Ростуризма. Мы можем только констатировать факты распространения тех или иных продуктов и блюд на территории страны", - уточнила Шаповалова.

© Фото : предоставлено координатором федерального проекта "Гастрономическая карта России" Екатериной Шаповаловой
© Фото : предоставлено координатором федерального проекта "Гастрономическая карта России" Екатериной Шаповаловой

Так, в работе "Гастрономической карты" появился новый формат работы – мобильные фестивали. Одиннадцать фудтраков, разработанных автозаводом ГАЗ специально для проекта, колесят по регионам страны. Серия фудтраков, по признанию Шаповаловой, была создана таким образом, чтобы участники могли полноценно готовить блюда, а не греть или доводить до готовности полуфабрикаты. Поэтому объединенные команды шеф-поваров, рестораторов и производителей продуктов питания из более чем 35 регионов России радуют и удивляют блюдами по оригинальным рецептам.

"В прошлом году в рамках проекта в формате фестиваля-путешествия мы провели 12 мобильных фестивалей региональной кухни за 200 дней в 12 регионах, из них 8 фестивалей в городах-организаторах ЧМ-2018 с 14 июня по 15 июля. Суммарно их посетили более 160 тысяч человек", - добавила Шаповалова.

© Фото : предоставлено координатором федерального проекта "Гастрономическая карта России" Екатериной Шаповаловой
© Фото : предоставлено координатором федерального проекта "Гастрономическая карта России" Екатериной Шаповаловой

Она рассказала, что стартовали в Сочи, затем был Ростов-на-Дону, Нижний Новгород. Впервые российские рестораны на колесах доехали до самой западной точки России, Калининграда. После были Казань, Саранск, Самара, Санкт-Петербург. После чемпионата мира фестивали продолжились в Уфе, Суздале, Пятигорске. Двенадцатый мобильный фестиваль прошел в Заполярье.

Не борщом единым

"Иностранные болельщики и наши соотечественники узнали, что Россия — это страна не только борща, блинов и красной икры. В 2018 году мы собрали коллекцию из более чем 100 блюд, самобытных, адаптированных, аутентичных и современных на базе региональных продуктов. Все они были представлены участниками в формате one-hand-food (блюда, умещающиеся в одной руке)", - рассказала координатор проекта.

Она отметила, что уже во время ЧМ-2018 начали поступать заявки от других регионов на проведение мобильных фестивалей. "При поддержке администраций регионов площадка фестиваля стала практически акселератором идей мобильного бизнеса. На каждом фестивале у всех участников-представителей малого и среднего бизнеса была возможность протестировать отечественный фудтрак, оборудованный для полного цикла приготовления блюд. И в августе в рамках Всероссийского фестиваля "Молочная страна" в Уфе состоялся девятый мобильный фестиваль, который посетили более 50 тысяч человек", - рассказала Екатерина.

Каждый из проведенных мобильных фестивалей заслуживает отдельного рассказа, например, первый мобильный фестиваль в Заполярье устроили в Кировске 22 декабря. Команда шеф-поваров представила и тестировала первое арктическое меню. Повара работали в фудтраках в автономном режиме при -15 градусах. Так что испытание морозами рестораны на колесах тоже прошли.

"После фестиваля сезонные меню арктической кухни наши участники предлагают гостям в своих ресторанах. Его можно попробовать до конца сезона, до 31 марта. Кроме того, каждый посетивший фестиваль получил карманный путеводитель с меню всех ресторанов-участников, а кто-то выиграл дегустации меню в течение сезона", - сообщила Шаповалова.

Почти сверстан план проведения мобильных фестивалей на 2019 год. "Проведем в новом сезоне не менее 10 мобильных фестивалей. Архангельская область, Краснодарский край, Мурманская область и в других регионах", - сказала Екатерина.

Коллекция лучших блюд

"Дегустации — это важнейшая часть сценария наших фестивалей. Звучит странно, но сначала мы должны сами полюбить свое. А за последние 25 лет мы крепко полюбили итальянскую, японскую кухню, китайскую, вьетнамскую", - продолжила рассказ Шаповалова и предложила "вбить в любой поисковик" название одной из перечисленных стран.

"Какие картинки видите? Известные во всем мире блюда итальянской и японской кухни. А знакомство с историей и культурой страны через еду - базовый элемент сферы гостеприимства. Если погуглите "Russia", кроме собора Василия Блаженного контент совсем не туристический, не мотивирующий к путешествию. С момента официального старта проекта в федеральном масштабе мы производим собственный контент, который является неотъемлемой частью и результатом реализации авторской идеи тех же фестивалей. Но нужна очень мощная поддержка государства, чтобы глобально изменить позиционирование России как туристической дестинации. Мы должны обладать менталитетом туристической страны", - уверена Шаповалова.

Она считает, что никто, кроме самих россиян, не заинтересован грамотно рассказать о России. По ее информации, порой на площадках фестиваля местные жители делают гастрономические открытия.

"Одна из самых популярных дегустационных площадок на фестивалях - котлы первых блюд регионов: кубанский борщ, уха с мурманским лососем и крабом, суточные щи, грибовница (суп с грибами и перловкой) по рецепту устьянских бабушек из Архангельской области, токмач - домашняя куриная лапша от Республики Татарстан, калья (суп на огуречном рассоле) из Суздаля, башкирская куллама, уха из балтийского угря (Калининград), уха из волжской рыбы (Самара), лыжва (суп-гуляш из Северной Осетии). Тему культа первых блюд повсеместно в России мы "эксплуатируем" при любой возможности", - отметила Шаповалова.

Она добавила, что хиты дегустаций и продаж оформились в коллекцию лучших блюд мобильной "Гастрономической карты России".

Среди них - курник в виде футбольного мяча из Ростова-на-Дону, бурятские буузы, калачи с начинками, удмуртские перепечи, балтийская килька на бородинском хлебе (Калининград), маринованная треска "по-мурмански" с печеным картофелем и зеленым луком (от калининградского ресторатора родом из Мурманска), "винный" мармелад из каберне (Краснодарский край), запеченный с овощами балтийский калкан (Калининград), волжский судак в соусе в хрустящей булке (Самара), элеш с кониной (Уфа), эчпочмаки, кыстыбый, зур-бэлиш (Казань), корюшка жареная, пышки с разными посыпками, булки с заварным кремом (Санкт-Петербург), буженина с квашеной капустой и хреном (Владимирская область), люля-кебаб с маринованным виноградом, красным луком на горячей лепешке (Сочи), осетинские пироги (Владикавказ), оленина с брусничным соусом (Мурманская область), черноморские морепродукты и многое другое.

Кулинарные эксперименты

"Формат мобильного фестиваля как акселератора идей позволяет демонстрировать не только огромный потенциал регионов, но и бесстрашно экспериментировать. В Нижнем Новгороде мы обучали иностранных болельщиков традициям русского гостеприимства встречать гостей хлебом-солью. Для этого местный хлебокомбинат произвел 50 караваев, которые помещались в одной руке.

В Сочи на первом фестивале ЧМ в 40-градусную жару Ассоциация рестораторов и отельеров города Сочи представила ледяной кубок с виноградом, символом винодельческого региона Краснодарского края. Повсеместно активно осваивали формат мобильной кухни участники от 60 лет и старше. А в Суздале мастер-классы вели дети рестораторов и фермеров, самой младшей героине было всего 2 года 9 месяцев", - рассказала Екатерина.

Более 10 съедобных футбольных кубков, по информации координатора проекта, было произведено специально для фестивалей чемпионата мира по футболу, первый из которых, шоколадный, создан Владимирской ассоциацией кулинаров. В Нижнем Новгороде кубок был из городецкого пряничного теста, в Калининграде - из марципана, Тверская область привезла на мобильный фестиваль в Санкт-Петербург хлебный кубок с бубликами и баранками.

"Многие аспекты мы вытягиваем на энтузиазме нашей объединенной региональной команды. Например, при поддержке Агропромышленного комитета Совета Федерации в рекордные сроки из регионов мы получили информацию об интересных региональных продуктовых брендах в том числе. В результате во время проведения всех 12 фестивалей актуализировалась тема съедобного регионального сувенира", - сообщила Шаповалова, добавив, что многое разрабатывалось специально для мобильных фестивалей.

Так, на старте из Москвы столичный комитет по туризму представил one-hand-food-версию торта "Москва", а известное петербургское кондитерское производство - легендарный десерт "Анна Павлова" в удобной упаковке. Мурманский шеф-повар придумала рецепт соленой мурманской трески "Северное сияние", именно это явление природы стало самым популярным запросом в интернете в прошедшем году. На фестивале в Пятигорске исконный русский "стритфуд" - калач – объединил российские регионы, стал отличной базой для их продвижения, когда его стали наполнять начинками из региональных продуктов: печенью мурманской трески, тамбовским окороком, вологодским маслом и джемом из антоновки, камчатской неркой.

Учесть международный аспект

Во время череды фестивалей в городах проведения чемпионата мира по футболу команде "Гастрономической карты России" поступали предложения от иностранных болельщиков устроить аналогичные мероприятия в их странах.

"Чудеса нашей мобильности производят именно такое впечатление, что нам приехать в Берлин или Ниццу - только подпоясаться. И мы действительно готовы делать события за пределами России, в странах дальнего зарубежья и в СНГ. Но это прежде всего вопрос финансирования", - отметила Екатерина.

Команда "Гастрономической карты" только что вернулась с Российского инвестиционного форума в Сочи, где обсуждались и планы реализации проекта в 2019 году – для шлифовки собственной линии деятельности необходимо следить за развитием туриндустрии в мире.

"Мы намерены продолжить и масштабировать начатое в 2018 году. А именно - сделать проект по внедрению такой услуги, как "региональный завтрак" или "уголок региональных продуктов" на завтраке, например, в гостиничной сети. Не секрет, что завтрак для многих наших гостей — это единственный способ познакомиться с местной кухней. Надеюсь, что результатом работы проекта станут меню региональной кухни во всем ее разнообразии на деловых завтраках и приемах экономических форумов и посольских ужинов", - пояснила координатор.

"Новый сезон проекта пройдет под эгидой "гастрономической дипломатии". Учитываем международную повестку отдельно каждого региона. Объединяем регионы в блоки, в соответствии с их участием в международных проектах", - добавила Шаповалова.

Екатерина пояснила, что в ноябре Ростуризм представил проект "Гастрономическая карта России" на рабочей группе стран Евроарктического региона - Баренцева моря в Риге, где страны-участницы Швеция, Финляндия и Норвегия единодушно высказали инициативу поддержать реализацию проекта, и в новом сезоне планируются мобильные фестивали в российских регионах, территории которых входит в состав Евроарктического региона.

"В начале апреля в рамках чемпионата России по лыжным гонкам в Устьянском районе Архангельской области пройдет мобильный фестиваль региональной кухни, где мы представим продукты и меню блюд для гостей федерального спортивного комплекса, а 13-14 июля проводим международный мобильный фестиваль региональной кухни в Териберке. Планируется участие максимально возможного состава арктической зоны России и Европы - Мурманской и Архангельской областей, Республики Коми, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Норвегии, Швеции, Финляндии", - сказала координатор проекта.

Она уточнила, что скандинавские страны в этом году выиграли весь пьедестал престижного профессионального кулинарного конкурса "Золотой Бокюз", поэтому участие их представителей в мероприятиях российских регионов имеет особенное значение. "Новая модель работы проекта включает не только блоки регионов по принципу участия в международных событиях, но и проектирование гастрономической части туров на межрегиональных маршрутах, например, "Золотое кольцо Боспорского царства". Уже этим летом туристы, выбравшие этот маршрут для путешествия по югу России, будут наслаждаться черноморской кухней и местными специалитетами на отобранных нами объектах", - поделилась планами Шаповалова.

Гастрономические презентации

Кроме того, она рассказала, что команда "Гастрономической карты" разработала в том числе и для дальних регионов актуальные и масштабные инструменты продвижения, например, "Недели региональной кухни в Москве" в самом высоком ресторане Европы "Ruski". В нем есть русские печи и ледяной бар, что дает большие возможности для презентации гастрономического потенциала любого региона России (среди гостей за последний год на 20% увеличился поток иностранных туристов).

"Главы регионов примут личное участие в гала-ужине и презентации региональной кухни и вместе с командой лучших шеф-поваров, рестораторов и производителей региона представят уникальное меню. В современном мире вкусы лидеров государств, лидеров регионов внутри страны интересуют людей. Мода на "региональное" меню должна стать повсеместной", - надеется Шаповалова.

Не "диванный" проект

На начало 2019 года 18 регионов России уже сотрудничают с проектом Ростуризма "Гастрономическая карта России", и желающих включиться в проект становится все больше. "Работа предусматривает наше присутствие на каждой площадке. Мы не "диванный" дистанционный проект. Мы не делаем сайты, не рисуем карты. Реально путешествуя по регионам России, мы проектируем турпродукт", - заметила Екатерина.

В марте на отраслевой Международной туристической выставке "Интурмаркет-2019" ожидается подписание соглашений с десятком регионов на реализацию конкретных блоков работы. "А на нашей площадке на выставке METRO EXPO 2019 познакомим с лучшими продуктами из натуральных природных компонентов и блюдами Алтайского края, Карелии, Приморья, Красноярского края и других уголков страны", - добавила координатор проекта.

Шаповалова отмечает, что многого удалось достичь благодаря поддержке Ростуризма. "Подводя итоги первых двух лет работы проекта, сложного тестового периода экспериментов и энтузиазма, накануне старта масштабной системной работы с российскими регионами, хочу сказать слова благодарности команде Олега Сафонова. Все созданные прецеденты, в том числе рекордное количество мобильных фестивалей региональной кухни в прошедшем году, успех на ЧМ-2018 – результат больших подвижек в межведомственном взаимодействии. Наши общие достижения - объединение регионов, начало межотраслевой интеграции в будущую сферу "российское гостеприимство", - считает Екатерина.

По ее словам, значительный вклад внесли неравнодушные представители власти регионов, предпринимательского сообщества, федерации рестораторов и отельеров, Национальной ассоциации кулинаров.

Источник


promo sahoganin march 1, 2016 19:15 70
Buy for 40 tokens
Спасибо всем моим друзьям, которые прокомментировали мою запись. В этой записи мне хотелось рассказать о себе. И поэтому сразу скажу я не В.С. Высоцкий и даже не хочу жить его жизнью. Я буду жить своей Поэтому редактирую данную запись. Я буду жить своей жизнью. Если мне нравиться…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded