Сергей Топчиев Блогер. Sahoganin (sahoganin) wrote,
Сергей Топчиев Блогер. Sahoganin
sahoganin

Category:

Маяковский — первый пиар-менеджер новой России





1921 год известен переходом Советского Союза с «военной политики» на Новую Экономическую Политику (НЭП). В это время в больших количествах стали возникать новые кооперации: тресты, синдикаты и т.д. Производство резко ощутило потребность в выгодной презентации товаров, чтобы они не достались «новоприбывшим» в ряды рыночной экономики.


«Рупором» государства стал не кто иной, как Владимир Маяковский. Именно ему принадлежит уникальный русский стиль, на многие десятилетия вперед определивший развитие рекламы на советском пространстве. Появившись на сцене, этот «большой человек» буквально сразу завоевал всеобщую любовь и стал символом пиар-искусства.

Думайте о рекламе

Сам Маяковский считал рекламу чрезвычайно важным явлением в современном мире. В эпоху Нэпа нужно все силы направлять на то, чтобы заинтересовать обывателя и продать товар, нужно задействовать для этой цели все возможные средства – призывал он в популярном тогда издании «Товарищ Терентий». Реклама – вот средство победить частного производителя. «Она должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи. Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть!.. Думайте о рекламе» – писал поэт.

Главное, Маяковский сам следовал своим заповедям. Из-под его пера один за другим выходили лаконичные и гениальные рекламные четверостишия. Вот, например, слоган для «Мосполиграфа»:

Глаза разбегаются! С чего начать!
Во-первых, в «Мосполиграфе» вся печать…




Стиль поэта буквально взорвал общественность того времени. Привычные рекламные объявления в газетах выглядели примерно так : «Московское коммунальное хозяйство извещает…», «Правление треста „Обновленное волокно“ объявляет…», «Уполномоченный доводит до сведения…», «Правление „Боркомбинат“ извещает». Сплошная скука. А тут вдруг появился и диалог с потенциальным потребителем, и призыв к действию. Необыкновенный и самобытный стиль Маяковского, его резкие и чеканные фразы стали заключительным аккордом произведенного им фурора.

Родченко, творческий «напарник» Маяковского, вспоминает о годах НЭПа, как о времени расцвета частного предпринимательства. Государственным фабрикам и заводам не так-то просто было продать свои товары – их опережали новоявленные конкуренты. И они как раз умели завлечь покупателя яркой вывеской или емким призывным слоганом. Государственные предприятия намного отставали в пиар-компаниях своих товаров, в большинстве случаев они попросту отсутствовали. Тогда им на помощь пришел креативный тандем Маяковский-Родченко. Поэт писал рекламные слоганы, а художник рисовал к ним меткие иллюстрации, которые потом превращались в плакаты.


«Нигде кроме как в Моссельпроме»

«Оружием» против частных магазинов стали их собственные приемы – короткие призывные четверостишия-слоганы. По словам Родченко, поэт воспринимал рекламные проекты как по-настоящему важную работу и уделял ей много времени. Как только выдавалась свободная минута, он шел на рыночную площадь или ярмарку, где записывал и запоминал все кричалки. А затем создавал стихи-зазывалы:

„Ну и публика!
Пожалела рублика…“
„Пролетарка, пролетарий,
заходите в планетарий!“

О том, что Маяковский всего себя вкладывал в проекты, становится понятно из его цитаты: «Поэтическое приложение: агитка и агитка хозяйственная — реклама. Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю, „нигде кроме как в Моссельпроме“ поэзией самой высокой квалификации»





Москва того времени у многих ассоциировалась с этими плакатами, которые можно было увидеть в любом её уголке. Знаменитые фразы можно было не только увидеть, но и услышать. Повсюду были установлены громкоговорители, из которых доносилось: «Комфорт — и не тратя больших сумм. Запомни следующую строчку: лучшие ковры продаёт ГУМ — доступно любому, дёшево и в рассрочку» . Яркие и меткие слова вызывали интерес и надолго запоминались. – рассказывает Лев Кассиль, советский классик.

«Вся Москва украсилась нашей продукцией. Вывески Моссельпрома. Все киоски наши. Вывески Госиздата. Черное, красное, золотое. Резинотрест, ГУМ, „Огонек“, Чаеуправление. Было сделано до 50 плакатов, до сотни вывесок, оберток, световых реклам, рекламных столбов, иллюстраций в газетах и журналах», — пишет Родченко.





Политический курс

Казалось бы, придумывать рекламные речевки – пустяковая работа. Однако творчество Маяковского в любом своем проявлении несло идеологический смысл, в нем ясно чувствовалась революционно-индустриальная тенденция. Новый Человек, в котором так отчаянно нуждались советские граждане, появлялся прямо на глазах, в том числе и в процессе создания новой рекламы.

«Правда» от 30 марта 1924 года гласит: «Маяковским совместно с Родченко по заказу Моссельпрома выполняются новые конфетные обёртки, рисунки и агитстроки. Намечены серии „Вожди революции“, „Индустрия“, „Красная Москва“. Сорта конфет, преимущественно потребляемые деревней. Агитационное значение этого начинания заключается не только в двустишиях, но и в вытеснении прежних „конфетных“ названий и рисунков такими, в которых чётко обозначается революционно-индустриальная тенденция Советской республики. Ибо вкус массы формируется не только, скажем, Пушкиным, но и каждым рисунком обоев…»

Стихотворения Маяковского красовались даже на упаковках конфет и печения. Например, обёртка конфет «Новый вес» призывала:

«Если ты не грамотен
Вешай всё на граммы,
Фунт и четверть — старый хлам,
Гиря есть — пять сотен грамм».
Даже здесь чувствуется, что поэт выполняет миссию, данную ему советской властью – а именно, укреплять имидж страны и образовывать народ. Дело в том, что СССР как раз переходил на метрическую систему мер, и четверостишие – тому подтверждение.



Источник
Tags: мнение
Subscribe
promo sahoganin march 1, 2016 19:15 70
Buy for 40 tokens
Спасибо всем моим друзьям, которые прокомментировали мою запись. В этой записи мне хотелось рассказать о себе. И поэтому сразу скажу я не В.С. Высоцкий и даже не хочу жить его жизнью. Я буду жить своей Поэтому редактирую данную запись. Я буду жить своей жизнью. Если мне нравиться…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments